Год назад в Камне-на-Оби торжественно открыли мини-технопарк «Кванториум». Научно-технологической площадкой для которого стал Каменский многопрофильный образовательный центр. Корреспонденты «Каменских известий» побывали на одном из занятий и познакомились с Александром Герань, мальчиком, занявшим 3 место в краевом конкурсе по IT-технологиям.

Детские технопарки в Алтайском крае открываются благодаря региональному проекту «Успех каждого ребенка», реализуемому в рамках нацпроекта «Образование».  Каменский район был первым среди остальных, где появилось современное пространство для научно-исследовательских и инженерно-технических направлений. Три ярких кабинета: VR/AR, Промробо и IT-квантумы были готовы принимать мальчишек и девчонок для обучения в сентябре 2020 года.

Каждая аудитория в своей цветовой гамме. Новенькие компьютеры, мебель, очки виртуальной реальности, ноутбуки, планшеты, 3D-ручки… Все это такое неизведанное, манящее и чертовски интересное привлекло к себе не мало детей и подростков. В этом году в технопарке 80 обучающихся и по словам Александра Ляпина, директора образовательного центра, предпочтение у детей – занятия на VR/AR и Промробоквантумах.

— Это увлекательно не только для детей, но и для взрослых, — отмечает он. — Когда только-только все установили, и мы запускали оборудование, то сами пробовали посмотреть, протестировать и познавали все новинки вместе с учениками. В Камне больше нигде такого оборудования нет. Подобное есть только в Новоярках в «Точке роста».  О больших достижениях нам говорить пока рано.  Этот процесс не быстрый. Тем более, что весь прошлый год учебный процесс проходил дистанционно. Но у нас уже есть первая значимая победа. На днях Александр Герань вернулся с краевого конкурса по IT-технологиям, где занял почетное 3 место.

IT-ТВОРЕЦ

Ученик гимназии № 5, семиклассник Александр Герань четвертый год занимается в многопрофильном образовательном центре. Парень увлеченный, мозговитый, цепляющийся за каждое новшество в компьютерной сфере. Он спокойно разбирается с анимацией, презентацией и кроме того умело внедряет в IT-технологию историю. Саша полностью погружен в свое дело, рассудительный, не по годам взрослый мальчишка с искоркой в глазах. Поэтому мы просто не могли с ним не познакомиться.

— Когда открылся мини-технопарк, то я для себя выбрал направление IT-квантум, — рассказывает Саша. — Компьютерные программы у меня вызывают интерес. У нас на занятиях хорошая атмосфера. Здесь надо думать, изобретать, собирать, помогать учителю так же, как и он нам.  Мы не сидим сложа руки. Приходится постоянно работать и совершенствоваться чтобы двигаться в ногу со временем и успевать за новыми технологиями.

На конкурсе Александр представил анимацию на основе презентации про Гражданскую войну 1917 года. Ему понадобилось две недели, чтобы собрать воедино весь материал.

Робот-манипулятор.

— Работал упорно, — утверждает он. — Иногда по ночам из-за нехватки времени. Мне помогал в техническом плане наш преподаватель Валерий Жуйков. Почему историческая тема? Потому что я ее люблю, плюс возникло желание интерпретировать исторический факт в необычной форме, чтобы это был не только учебник. Теперь моей разработкой могут воспользоваться преподаватели в школе, вузе и абсолютно любой человек, которому интересна тема Гражданской войны. Я занял 3 место, но результат для первого раза отличный. Уровень конкурса был высоким, серьёзные люди в жюри. Пять участников и у каждого достойная работа. Для себя отметил некоторые разработки.

Были у Саши и сложности в создании анимации. По его словам, когда конкурсная работа уже весила 40 гигабайт, то программа начала ее очень долго загружать, вылетать, появлялся белый экран, либо совсем не запускалась. И из-за большого объема Александру пришлось половину сценария вырезать. Также он рассказал нам о том, что в прошлом году пытался сделать робота, но у него не задалось в этом направлении. Как говорит Александр, нет идей по робототехнике, как у других ребят, а вот IT-технологии – его слабость.

ПОЧТИ ЖИВЫЕ

Создать робота и научить его двигаться тоже дело нелегкое. Но, ребята на занятиях в Промробоквантуме кропотливо что-то паяют, разбирают, изготавливают необходимые детали на 3D принтере, собирают, программируют, снова разбирают…

На всех этапах создания учащимся технопарка помогает педагог Валерий Жуйков. Он охватил сразу два квантума: Промробо и IT. Валерий Олегович рассказал корреспондентам о том, чем занимаются на его занятиях дети.

Творческий процесс происходит сначала на бумгае, а затем добавляются AR-технологии.

— Мои ребята инженеры, — констатирует он. — Мы маленькими шагами приближаемся к цели – создать робота и вдохнуть в него жизнь. Детям очень нравится работать на 3D принтере. Те, кто постарше делают все сами. От задумки до печати. Принтеры у нас печатают методом послойного наплавления (FDM) – это, пожалуй, самый простой метод трехмерного построения. Мальчишки справляются. Недавно мы завершили разработку конструктора для детей младшего возраста, которые посещают занятия первый год. Теперь печатаем детали.

В кабинете Промробо оказалось много чего интересного даже для девушки. Различные цветные конструкторы, винтики, провода, паяльный аппарат, пособия по изготовлению роботов. Но, как выяснилось книгами о робототехнике никто не пользуется, потому что воплощать чужие идеи ребята не хотят. Да, за основу они берут что-то, но всегда дорабатывают экземпляры. Чего только стоят роботы-футболисты. Их здесь целая команда.

Команда роботов-футболистов.

— Корпус и моторы были в составе заводского конструктора, а вот электронную составляющую дети делали самостоятельно. Программировали, писали коды, — делится технологией создания Жуйков. — Управление футболистами идет через телефон. Мы даже хотели в Камне провести первый футбольный матч между игроками-роботами, но пока ситуация с коронавирусом нам такой возможности не дает. Но, от мечты мы не отказываемся.

НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Большим спросом у каменских школьников пользуется и VR/AR-квантум. Корреспонденты «КИ» попали на одно из таких занятий по данному направлению и самостоятельно попробовали поработать с дополненной реальностью на нескольких приложениях, загруженных на планшет. С их помощью мы оживили нарисованных на обычной бумаге птиц и устроили извержение вулкана, а также отправились в путешествие по 3D Вселенной. Честно говоря, было необычно и занимательно.

Работа с паяльным аппаратом требует аккуратности и внимания. Перепаивать плату не жедательно.

Примерили и виртуальные очки и только тогда поняли, почему это так нравится детям. Первые несколько минут в очках выбивают тебя из привычной жизни. Немного теряешься в пространстве, но потом освоившись, с удовольствием вооружаешься контроллерами движений и все, ты в игре на все 100 % и 360 градусов. Впечатления непередаваемые.

Здесь тоже основной костяк – мальчишки. Девчонок можно пересчитать на пальцах одной руки. Группы небольшие, ребята занимаются по 10 человек. Занятия в VR/AR-квантуме ведет педагог дополнительного образования Светлана Черноталова. Она сама освоила в кротчайшие сроки программу по 3D моделированию. А теперь все больше и больше узнают о возможностях виртуальной и дополненной реальности ученики.

— Мы пробуем визуализировать даже сцены из произведений. Например, когда организовали со школой № 3 совместный проект и их ученики посещали квантум в течение двух месяцев, по итогу работы были созданы проекты на основе стихотворения «Дом, который построил Джек». Интересно, но детям не нравятся теоретические занятия. Им сразу практику подавай. Тем, кто хочет поиграть я говорю: «Идите в игровой центр. Здесь мы работаем». Они обижаются, но потом их затягивает и тогда дети начинают создавать свой виртуальный мир.

Александр Герань: «Думаю, изобретаю, программирую».

Пока мы беседовали с педагогом, одни ребята находились в мире игр и приключений, а другие работали над созданием своего проекта по дополненной реальности. Они были так увлечены этим, что абсолютно не обращали внимание на нас и только изредка спрашивали совет у педагога.

Эх, жаль, что в нашем детстве не было таких технологий! Но радует то, что сейчас они доступны молодому поколению и они могут реализовывать себя. От учащихся технопарка в Камне-на-Оби мы определенно ждем новых открытий и побед.

Ирина СПИРИНА. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •